Можно ли включать кондиционер зимой

24 ноября 2014

Включают ли кондиционеры зимой?

Многие уже знают, что современные кондиционеры можно использовать не только для охлаждения летом, но и для обогрева зимой. При этом обогрев кондиционером является одним из самых простых и эффективных способов получения дополнительного тепла в холодное время года - ведь настенная сплит-система не создает тепло, а просто аккумулирует его из уличного пространства и перекачивает внутрь.

Однако возникает вопрос: "При какой температуре можно включать кондиционер?"

Обычная настенная сплит-система рассчитана на эксплуатацию при температуре на улице до -5 градусов, включение при более низких температурах грозит такой технике выходом из строя. А вот более совершенные инверторные модели сплит-систем, в зависимости от уровня их исполнения, без проблем работают при температуре от -10 (частичный инвертор) до -25 (модели, выполненные по технологии полного инвертора).

Поэтому - да, кондиционер можно включать в зимний период, но далеко не каждый.

при какой температуре можно включить кондиционер зимой

В нашей статье "Обогрев кондиционером зимой" мы подробно объясняли, почему эксплуатация системы кондиционирования зимой опасна для обычной (неинверторной) сплит-системы. Абсолютно спокойно зимой можно включать только кондиционеры с установленным зимним комплектом или инверторные модели (при соблюдении температурного режима, указанного в инструкции).

А вот обычный кондиционер включать зимой нельзя, так как это очень быстро приведет к его полному выходу из строя. Проблемы, возникающие при эксплуатации холодильного оборудования с воздушными теплообменниками в холодное время года достаточно подробно описаны во многих источниках, посвященных эксплуатации холодильного оборудования и кондиционеров.

Проблемы, возникающие при работе кондиционера, неподготовленного для зимней эксплуатации:

  • Снижение производительности системы кондиционирования;
  • Увеличение продолжительности времени перехода хладагента из жидкости в газ;
  • Попадание хладагента в жидком состоянии в картер компрессора (гидроудар);
  • Замерзание дренажной воды в системе.

Проблема №1 состоит в сильной зависимости эффективности воздушного теплообменника от температуры охлаждающего воздуха.

Падение давления конденсации вызовет пропорциональное падение давления испарения. Упадет массовый расход хладагента и холодопроизводительность кондиционера. Для рассмотренного примера в 2 раза. Побочным неприятным эффектом будет обмерзание внутреннего блока кондиционера и перегрев двигателя герметичного компрессора, который, как известно, охлаждается газообразным хладагентом, масса которого зависит от давления испарения.

Одним из возможных способов решения этой проблемы является регулирование потока воздуха через конденсатор. Для некоторых моделей кондиционеров в этих целях используют несколько вентиляторов, которые управляются ступенчато от датчика, контролирующего температуру конденсации хладагента. Аналогично, используются и многоскоростные вентиляторы конденсатора.

замедлитель скорости вращения вентилятора кондиционера

Однако это не решает проблемы при низких отрицательных температурах, характерных для нашей климатической зоны.

Рекомендуемый способ решения проблемы для кондиционеров, работающих круглый год на "ХОЛОД" (серверные, аппаратные, термоизолированные помещения с тепловыделяющей аппаратурой, и др.) — установка на серийные кондиционеры замедлителей скорости вращения вентиляторов.

В состав замедлителя входит сенсор, установленный на теплообменнике (конденсаторе), и устройство управления вентилятором. У большинства замедлителей можно настроить рабочую точку (желаемую температуру конденсации), диапазон регулирования по температуре и по скорости вращения вентилятора. Для исключения колебательных режимов регулирования регулятор имеет временную задержку по управлению.

Проблема №2 тесно связана с первой. Чтобы обеспечить нормальную производительность кондиционера необходимо как можно быстрее поднять давление (температуру) конденсации. В тоже время при снижении температуры входящего воздуха возрастает теплосъем с конденсатора, что удлиняет время разогрева конденсатора до нужной температуры, однако из-за низкого перепада между давлением всасывания и нагнетания в испаритель поступает недостаточное количество хладагента и перенос тепла из испарителя в конденсатор незначителен. Уменьшить переходный режим можно путем блокировки включения вентилятора конденсатора до достижения требуемого давления конденсации, что автоматически реализуется при использовании в качестве замедлителя скорости вращения, уже упоминавшихся автоматических регуляторов скорости.

Проблема №3 возникает при длительных остановках компрессора наружного блока, когда компрессор остывает до температуры окружающей среды. В силу известных физических законов, в частности эффекта "холодной стенки Ватта", жидкий хладагент сосредотачивается в наименее нагретой части холодильной машины, элементах наружного блока, в том числе и в компрессоре. При этом жидкий хладагент частично растворяется в масле, и частично, как более тяжелая жидкость, располагается на дне картера компрессора.

эксплуатация кондиционера зимой может привести к гидроудару компрессора

При очередном пуске компрессора в работу в результате снижения давления в картере компрессора происходит внезапное вскипание хладагента, внутренняя полость компрессора заполняется масляной суспензией, которая попадает в полость всасывания компрессора и может вызвать сильный гидравлический удар и поломку компрессора. Кроме того, при пуске масляный насос вместо масла всасывает жидкий хладагент со дна картера компрессора, который смывает масло с трущихся поверхностей, испаряясь, вызывает кавитацию, в результате компрессор работает практически без смазки и может заклинить.

Проблему решает использование нагревателя картера компрессора. Даже небольшая разница температур компрессора и остальных деталей наружного блока исключает натекание хладагента в картер.

Наиболее просто установить на компрессор бандажный нагреватель картера. Причем его желательно запитывать при остановке компрессора, для чего можно использовать нормально замкнутые контакты пускового контактора компрессора. Мощность такого нагревателя обычно невелика (несколько десятков ватт) и он не вызывает перегрева компрессора при эксплуатации в летнее время. Особенностью этих нагревателей является то, что они легко устанавливаются на компрессоры различных марок и размеров. Имеющийся бандаж и зажимной винт позволяют обеспечить хороший тепловой контакт нагревателя с картером компрессора и прочно закрепить его.

Проблема №4 связана с увеличением вязкости смазки компрессора при низких температурах. Эта проблема также решается использованием картерного нагревателя.

особенно остро проблемы включения кондиционеров зимой встает в холодном сибирском климате

И наконец, еще одна серьезная проблема связана с тем, что часто нет возможности отвести конденсат, производимый кондиционером, в канализацию и его сливают через отверстие в стене на улицу.

Если не принять специальных мер, зимой дренажный трубопровод замерзает и конденсат начинает заливать помещение. Решает проблему дренажный нагреватель.

В настоящее время используют несколько типов дренажных нагревателей. По способу установки их можно разделить на устанавливаемые внутри и снаружи дренажной магистрали.

Сложности по установке возникают для дренажных нагревателей второго типа, если их приходится устанавливать на ранее смонтированное оборудование.

Более удобными в этом случае являются нагреватели, устанавливаемые внутрь дренажной магистрали.

Подводя итог, можно сказать, что особенно остро проблемы при эксплуатации кондиционеров зимой стоят в холодном климате, ведь в условиях резко континентального красноярского климата сезонные колебания температур зима-лето могут достигать нескольких десятков градусов.

Без специальной подготовки включать зимой обычные кондиционеры без перечисленных выше дополнительных элементов недопустимо. Пренебрежение этим правилом приведет к полному выходу системы кондиционирования из строя. Поэтому, если у Вас есть необходимость использовать кондиционер зимой (например, до обогрева дома), то лучше всего выбрать качественную инверторную модель.

чтобы без проблем включать ваш кондиционер зимой, следует выбрать инверторную модель

Или доукомплектовать уже имеющуюся сплит-систему специальным зимним комплектом для кондиционера, который приспособит работу системы к низким уличным температурам.

Хотя, как показывает опыт зимней эксплуатации кондиционеров в Красноярске, специализированные модели, подготовленные к работе зимой прямо на заводе, гораздо лучше справляются со сложными условиями зимней эксплуатации, чем обычные модели, доукомплектованные зимним комплектом.

Хотите включать кондиционер зимой - выбирайте инверторную модель!