Можно ли включать кондиционер зимой в Красноярске

24 ноября 2014

Вопрос "Можно ли включать кондиционер зимой?" интересует многих жителей Красноярска. Климат Красноярска достаточно суров, а многие красноярцы уже слышали, что современные возможности позволяют применять кондиционеры в Красноярске и в зимний период. Однако любой ли кондиционер можно включать зимой? - далеко не каждый.

Как мы уже говорили в нашей статье "Зимние кондиционеры в Красноярске" эксплуатация кондиционера зимой сопряжена с рядом существенных технологических трудностей, из-за которых включать зимой можно только кондиционеры, специально приспособленные к работы в условиях пониженных зимних температур. Это могут быть либо специализированные зимние кондиционеры, либо модели с установленным зимним комплектом для кондиционера. В обоих этих случая кондиционер зимой оказывается подготовленным к решению многочисленных проблем, возникающих в процессе его эксплуатации в экстремально низких зимних температурах.

Обычный кондиционер включать зимой нельзя, так как это практически гарантированно (и очень быстро) приведет к его полному выходу из строя. Проблемы, возникающие при эксплуатации холодильного оборудования с воздушными теплообменниками в холодное время года достаточно подробно описаны во многих источниках, посвященных эксплуатации холодильного оборудования и кондиционеров.

К числу основных проблем, возникающих при работе кондиционера зимой, относятся:

  • Снижение производительности холодильной машины;
  • Увеличение продолжительности переходного режима работы холодильной машины (кондиционера);
  • Натекание жидкого хладагента в картер компрессора;
  • Запуск компрессоров при низких температурах окружающего воздуха;
  • Отвод дренажной воды.

Суть первой проблемы состоит в сильной зависимости эффективности воздушного теплообменника от температуры охлаждающего воздуха.

Падение давления конденсации вызовет пропорциональное падение давления испарения. Упадет массовый расход хладагента и холодопроизводительность кондиционера. Для рассмотренного примера в 2 раза. Побочным неприятным эффектом будет обмерзание внутреннего блока кондиционера и перегрев двигателя герметичного компрессора, который, как известно, охлаждается газообразным хладагентом, масса которого зависит от давления испарения.

Одним из возможных способов решения этой проблемы является регулирование потока воздуха через конденсатор. Для некоторых моделей кондиционеров в этих целях используют несколько вентиляторов, которые управляются ступенчато от датчика, контролирующего температуру конденсации хладагента. Аналогично, используются и многоскоростные вентиляторы конденсатора.

Однако это не решает проблемы при низких отрицательных температурах, характерных для нашей климатической зоны.

Рекомендуемый способ решения проблемы для кондиционеров, работающих круглый год на "ХОЛОД" (серверные, аппаратные, термоизолированные помещения с тепловыделяющей аппаратурой, и др.) — установка на серийные кондиционеры замедлителей скорости вращения вентиляторов. В состав замедлителя входит сенсор, установленный на теплообменнике (конденсаторе), и устройство управления вентилятором. У большинства замедлителей можно настроить рабочую точку (желаемую температуру конденсации), диапазон регулирования по температуре и по скорости вращения вентилятора. Для исключения колебательных режимов регулирования регулятор, как правило, имеет временную задержку по управлению.

Вторая из перечисленных проблем тесно связана с первой. Чтобы обеспечить нормальную производительность кондиционера необходимо как можно быстрее поднять давление (температуру) конденсации. В тоже время при снижении температуры входящего воздуха возрастает теплосъем с конденсатора, что удлиняет время разогрева конденсатора до нужной температуры, однако из-за низкого перепада между давлением всасывания и нагнетания в испаритель поступает недостаточное количество хладагента и перенос тепла из испарителя в конденсатор незначителен. Уменьшить переходный режим можно путем блокировки включения вентилятора конденсатора до достижения требуемого давления конденсации, что автоматически реализуется при использовании в качестве замедлителя скорости вращения, уже упоминавшихся автоматических регуляторов скорости.

Третья проблема возникает при длительных остановках компрессора наружного блока, когда компрессор остывает до температуры окружающей среды. В силу известных физических законов, в частности эффекта "холодной стенки Ватта", жидкий хладагент сосредотачивается в наименее нагретой части холодильной машины, элементах наружного блока, в том числе и в компрессоре. При этом жидкий хладагент частично растворяется в масле, и частично, как более тяжелая жидкость, располагается на дне картера компрессора. При очередном пуске компрессора в работу в результате снижения давления в картере компрессора происходит внезапное вскипание хладагента, внутренняя полость компрессора заполняется масляной суспензией, которая попадает в полость всасывания компрессора и может вызвать сильный гидравлический удар и поломку компрессора. Кроме того, при пуске масляный насос вместо масла всасывает жидкий хладагент со дна картера компрессора, который смывает масло с трущихся поверхностей, испаряясь, вызывает кавитацию, в результате компрессор работает практически без смазки и может заклинить.

Проблему решает использование нагревателя картера компрессора. Даже небольшая разница температур компрессора и остальных деталей наружного блока исключает натекание хладагента в картер. Наиболее просто установить на компрессор бандажный нагреватель картера. Причем его желательно запитывать при остановке компрессора, для чего можно использовать нормально замкнутые контакты пускового контактора компрессора. Мощность такого нагревателя обычно невелика (несколько десятков ватт) и он не вызывает перегрева компрессора при эксплуатации в летнее время. Особенностью этих нагревателей является то, что они легко устанавливаются на компрессоры различных марок и размеров. Имеющийся бандаж и зажимной винт позволяют обеспечить хороший тепловой контакт нагревателя с картером компрессора и прочно закрепить его.

Четвертая проблема связана с увеличением вязкости смазки компрессора при низких температурах. Эта проблема также решается использованием картерного нагревателя.

И наконец, пятая проблема связана с тем, что часто нет возможности отвести конденсат, производимый кондиционером, в канализацию и его сливают через отверстие в стене на улицу. Если не принять специальных мер, зимой дренажный трубопровод замерзает и конденсат начинает заливать помещение. Решает проблему дренажный нагреватель. В настоящее время используют несколько типов дренажных нагревателей. По способу установки их можно разделить на устанавливаемые внутри и снаружи дренажной магистрали.

Проблемы по установке возникают для дренажных нагревателей второго типа, если их приходится устанавливать на ранее смонтированное оборудование. Более удобными в этом случае являются нагреватели, устанавливаемые внутрь дренажной магистрали, например нагреватели фирмы.

Подводя итог можно сказать, что особенно остро проблемы при эксплуатации кондиционеров зимой стоят в Красноярске, ведь в условиях резко континентального красноярского климата сезонные колебания температур зима-лето могут достигать нескольких десятков градусов. Поэтому без специальной подготовки включать зимой кондиционеры без перечисленных выше дополнительных элементов недопустимо. Пренебрежение этим правилом приведет к полному выходу кондиционера - то есть фактически к его полной замене.

Не рискуйте - если Вам нужно включать кондиционер зимой, то обязательно проведите его подготовку к зимней эксплуатации, а еще лучше - покупайте специализированные "зимние кондиционеры" - кондиционеры с зимним комплектом, встроенным прямо на заводе. Как показывает опыт эксплуатации кондиционеров зимой в Красноярске, такие специализированные модели гораздо лучше выдерживают сложные зимние условия эксплуатации, чем кондиционеры, в которые зимний комплект встраивается на месте (у заказчика).

Кондиционеры зимой в Красноярске - с компанией "Чистый воздух"!